Страничка практикующего психотерапевта

Психологическая помощь в Краснодаре

Лечение тревожных и депрессивных расстройств

Личные и семейные проблемы

Неврозы и психосоматические расстройства

Кризисные и стрессовые состояния

Психотерапевт Павел Еремеев

Мумификация горя

Мумификация горя

Бывают такие места, оказываясь в которых, тебя сопровождает непередаваемое и четкое ощущение остановившегося времени. Неизменная, застывшая, будто бы , обстановка передает дух какого-то совсем другого жизненного периода, который здесь когда-то разворачивался, бил потоком, наполненный всевозможными масштабными событиями, случаями, мелкими, но такими важными и ценными деталями. Наполненный значимыми отношениями. Отношениями, которым суждено было закончиться, потому что кого-то важного не стало. Он мог умереть, он мог пойти в жизни своим путем, так что общие пути с ним разошлись. И чаще, наверное, такая обстановка близка к первому, но у кого-то может быть такое же сильное переживание утраты, даже если человек просто ушел из его жизни, как если бы он умер. Суть в том, что такие места своей застывшей атмосферой, как будто, говорят нам о том, что здесь все осталось таким же, как тогда. Как в каком-то важном и очень ценном чьей-то душе Тогда, которое очень не хочется отпускать, очень хочется, чтобы оно продлилось еще.

В психологии в узком профессиональном смысле утрату понимают как жизненный опыт, связанный со смертью близкого, а горе - как чувства, с этим опытом связанные, и их проявления. Но бывают случаи в жизни, когда утрата переживается не только в связи со смертью, но и с разводом, расставанием, уходом из важного коллектива, покиданием родительского дома, удалением части тела. Но, конечно, наиболее часто и глубоко переживается утрата, именно связанная со смертью близкого.

Люди часто гордятся проявлениями своей силы или склонны восхищаться чьей-то. Когда рядом находится человек, бурно проявляющий свое горевание в эмоциях, чувствах, многим трудно бытьс этим вблизи. И иногда они, вольно или невольно, побуждают такого человека "держаться молодцом", "быть стойким", "найти в себе силы пережить" - тут может быть множество различных формулировок, но часть из них, если озвучивать прямо и простым языком, являются призывами быть потише. Тема смерти трудная, многие стараются, иной раз, на протяжении всей жизни держаться от нее подальше и не особо с ней сталкиваться в той или иной форме.

А может быть, такой человек сам решает "быть сильным", уходя в самое острое время утраты от своих переживаний в интенсивную деятельность, когда не остается времени отвлечься на что-то, кроме нее. И, может быть, даже в определенных ситуациях в этом есть значимая польза, когда душа сама чувствует, какую боль не сможет выдержать, и пытается на что-то отвлечься.

Но в, назовем их так, "нормальных" ситуациях человек движется по пути принятия своей утраты, согласия с тем, что жизнь, какой она была, уже не повторить. Движения навстречу чему-то новому в жизни. Без сравнения, лучше это или хуже, чем то, что было, но с простой открытостью навстречу новому. Но очень часто в жизни человека происходит и случается нечто обратное. Когда он, кажется, и сам не хочет расставаться со своим гореванием. Когда горе сильное, причиняет много боли, но по прошествии уже довольно значимого времени лучше как-то не становится. И может чувствоваться остро, как будто, боль все еще такая же, как и впервые. А, может, еще чаще - когда боль, вроде бы, и утихла, но жизнь человека представляет собой большую череду отказов от ее проявлений. Такой растянутый на годы траур, когда человек сам отказывается от множества случаев и возможностей что-то для себя изменить к лучшему.

Но это горе, эти страдания иногда оказываются для человека важнее, потому что, порой, оказываются той единственной нитью, которая связывает его с тем, кого он потерял. Страдая, он чувствует эту связь. Пусть даже и так тяжело это чувствование дается. Но откажись он от этого страдания, и связь будет уже утрачена. Часто прошлое, связанное с ушедшим близким, такой человек воспринимает как некий Золотой Век своей жизни. Как некое лучшее время, которое уже не повторится, но которое он пытается задержать. Но как доктор Франкенштейн из известной книги, пытаясь пробудить из мертвых воссозданного человека, встретил в реальности монстра, так и попытки задержаться в этом лучшем времени отношений с ушедшим дают только мумию этих отношений.

Вот, женщина, обратившаяся на терапию по поводу затяжной депрессии, на одной из встреч, вдруг, в числе прочего, как бы ненароком вспоминает про пятна на обоях в комнате застрелившегося несколько лет назад мужа. И так эти случайные пятна врезаются в память, что терапевту хочется выяснить, что это за пятна. И оказывается, что в комнате ее умершего супруга все осталось ровно так, как было. И вся одежда в его шкафу, и обстановка. И уже потерявшие цвет, потускневшие пятна крови на обоях.

Вот, женщина, у которой умерла сестра, но которая упорно на протяжении нескольких терапевтических сессий начинает говорить о ней, как о живой: "Она заедет забрать меня сегодня после нашей встречи", "Она сейчас гуляет в соседнем торговом центре, пока мы с вами работаем". И терапевту приходится каждый раз говорить с ней о том, так ли это на самом деле. Тогда она становится серьезней на глазах, но соглашается, что это ее фантазия.

Вот, мужчина, который не заходит в комнату умершего отца, не убирает в ней, не делает ремонт. Вообще не допускает никаких изменений в этой комнате. И только когда ветки дерева разбивают окно на балконе, и там начинают жить голуби и роятся мухи, он решается на то, чтобы зайти и, наконец, убрать там весь этот скопившийся хлам.

Мумификация горя - как оставление всего, как было при той жизни, и отрицание самого факта потери, утраты. И затрагивать она может не только отдельную комнату, но и, в общем-то, всю человеческую жизнь. Когда человек в память о ком-то важном, кто умер или ушел, и сам не живет. А, скорее, доживает, воспринимая свою жизнь как простую инерцию прошлого. Иногда важно пожить и так, проживая это как некий способ совладания, примирения. Но когда-то важно сделать выбор.

Есть один замечательный фильм, соприкасающийся с темой утраты и застывания, - "Психоаналитик". Описание важного кусочка жизни психотерапевта, переживающего гибель жены. Фильм голливудский, так что финал там жизнеутверждающий, что и слава Богу. И в финале в одной из сцен есть такой фрагмент, когда герой, который уже долгое время спит на диване в гостиной, не смея потревожить их общую некогда супружескую постель, вдруг ложится спать в нее один. Как некий символ принятия реальности жизни и согласия с ней.

А кто-то склеил обои и продал всю мебель. А кто-то переехал в другой дом, начиная с чистого листа, или сделал совершенно новый ремонт. Да даже просто перестановку в комнате, лишая ее этого образа застывшего прошлого. И можно посмотреть на это, как на перемену, до которой важно внутренне дорасти, созреть. А можно просто в какой-то момент жизни решиться и начать осуществлять эти перемены, впускать их свою жизнь.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)