Страничка практикующего психотерапевта

Психологическая помощь в Краснодаре

Лечение тревожных и депрессивных расстройств

Личные и семейные проблемы

Неврозы и психосоматические расстройства

Кризисные и стрессовые состояния

Психотерапевт Павел Еремеев

Сопротивление последней минуты и ответственность за свою жизнь

На написание этой статьи меня натолкнул один случай из практики, не так давно произошедший со мной. Дело в том, что за все время своего индивидуального приёма я в первый раз опоздал. По сути, это нарушение рамок со стороны терапевта, и в таких случаях мы либо продлеваем индивидуальную встречу, либо проводим ее в другое удобное для пациента время бесплатно. Мое опоздание - это, безусловно, моя ответственность. Но в данной ситуации случилось так, что это была первая назначенная встреча с тем пациентом, и никаких правил нашей работы мы еще пока не согласовывали.

Один из моих учителей в профессии, ныне покойный Сергей Викторович Корчагин, любил цитировать кого-то из классиков экзистенциально-гуманистического направления. Тот, в свою очередь, говорил о своей жизни так: "50 процентов времени моей жизни я живу так, как учу этому других. А оставшиеся 50 - нет, но жаль". 

Вот и в этом случае в моей ситуации выразились эти оставшиеся 50 процентов жизни. Когда ты допускаешь промахи, будучи готовым за них заплатить. Но что интересно. Этот пациент, хоть это и был его первый сеанс, не позвонил узнать, с чем связана задержка, и также не ответил на мой звонок. И вообще не пришел. Либо ушел до моего прихода, мне об этом оставалось только гадать.

И у меня появилась мысль, что его поведение связано с эффектом, который я называю сопротивлением последней минуты. Когда любой, даже минимальный повод отказаться от встречи, становится для человека главным и решающим. 

Возможно, многие люди испытывали нечто подобное, когда им предстояло какое-то новое жизненное событие или начинание, которого они давно ждали, хотели, стремились к нему, что-то делали для этого. И, вот, когда уже были на пороге этого, внутри, одновременно с желанием осуществления этого, появлялось и сопротивление. В моей жизни это проявлялось в самом начале моей профессиональной деятельности, когда я сидел в кабинете и ждал своих первых пациентов. И ожидание было и желанным, и, одновременно, тревожным. Потому что одно дело, изучать теорию психотерапии, и другое совершенно - начать практиковать. И хотелось тогда, чтобы эти люди пришли уже поскорее. И, одновременно, чтобы не приходили совсем :-) Потому что новое всегда слегка пугает. Просто потому что незнакомо. 

И так обстоит дело в любой жизненной сфере. Чем сильнее желание, тем сильней и сопротивление этому. И далее от нас, как от личностей, способных к свободному выбору, зависит то, что мы,выберем.

И похоже, что пациент из примера выше выбрал сопротивление. Более чем уверен, что этот выбор для него сопровождался массой не самых приятных эмоций. Но, выражаясь цитатой Берта Хеллингера,: "Страдать проще, чем изменяться". И возможно, изменяться действительно страшно и непривычно. Так, что проще, пусть и болезненней, дальше страдать.

Или такой периодически встречающийся момент в поведении некоторых людей. Когда они назначают первую встречу и затем не приходят на нее. Никак об этом не предупреждая. В экзистенциальном подходе считается, что все, что происходит между пациентом и терапевтом в ходе сеансов, происходит и в остальной жизни пациента. Терапия - это, всего лишь, микромодель его жизни. С той разницей, что в терапии можно многое обсудить и проанализировать. Для того, чтобы изменить к лучшему.

И тогда получается, что такие люди, во-первых, не рискуют попробовать что-то новое. А, во-вторых, не берут за это ответственность. Речь не идет о том, что наша терапия обязательно бы их чудесным образом исцелила. Речь о том, что даже приняв решение отказаться, они могли бы просто позвонить. И этот звонок мог бы стать неким первым кирпичиком в фундамент их новой жизни,в которой они берут на себя ответственность. Ответственность за свою жизнь, за свои выборы, и даже за свои эмоции. Штефан Хаузнер, по-моему, как-то сказал: "Взрослые не болеют". В том метафорическом смысле, что любое эмоциональное недомогание часто имеет в своей основе возврат к детским способам реагирования на жизнь.

Иногда сопротивление выражается в желании переложить заботу об обращении за помощью на чьи-то плечи. Есть, конечно, состояния, при которых родственники имеют больше возможностей. Например, за подростков, испытывающих определенные психологические трудности, часто обращаются их родители. Или за людей, находящихся в глубокой депрессии. Или душевнобольных. А есть ситуации, в которых человек просто хочет избавиться от ответственности. Например, за пациента, страдающего алкоголизмом, обращается его жена. Вроде, как и он попросил. Но по факту, это не он сделал. И всегда есть возможность оправдать свой неуспех: "Ну, вот видишь, я сделал то, что ты меня заставила, и ничего не вышло!". И это тоже пример того, когда человек выбирает сопротивление, а не желание. В сопротивлении жить, пусть и неприятный, но проще.

Каждый человек свободен. Свободен выбирать тот или иной поступок, ту или иную жизнь. И каждый такой свободный выбор предполагает ответственность. И каждый выбор что-то стоит. За каждый выбор приходится платить. Вольно цитируя экзистенциального терапевта А. Е. Алексейчика, а кто не хочет в жизни платить, тому приходится расплачиваться. 

Многие люди, приходя на терапию, надеются, что в периоды общения с психотерапевтом у них получится уйти, избежать или даже сбежать от тех трудностей, от которых они в жизни привычно скрывались. Но реальность состоит в том, что именно в рамках психотерапии им придется с ними столкнуться напрямую. Чтобы обрести силу и мужество их решить. Чтобы обрести силу и мужество жить. 

Я люблю кино и некоторых киногероев так сильно, что редко удерживаюсь от того, чтобы лишний раз их не процитировать. Это эссе хочу закончить цитатой подполковника Слейда из фильма "Запах женщины": "В мире есть два типа людей. Одни борются с трудностями, а вторые от них бегут... Вторым легче".


Хотя бы кошку

Каждая эпоха, каждое новое поколение привносит в жизнь общества что-то новое. Если для поколения 50-60-летних развод в свое время считался чем-то крайним и, во многом, предосудительным, то для 20-25-летних сейчас это уже довольно обыденный и распространенный опыт. Статистика продолжает удивлять все новыми и новыми рекордами в этом смысле.

 

Но, наряду с теми, кто женится, разводится и вступает вновь в близкие отношения, растет число людей, которые объявляют одиночество своим сознательным выбором. На Западе ширится целое социальное движение таких людей, именующих себя синглтонами ( от англ. single - один, единственный). Наша страна тоже имеет отношение к европейской цивилизации, поэтому это явление наблюдается и у нас в обществе. Особенно характерным это становится для жителей крупных городов. Люди объявляют свое одиночество сознательным выбором и все чаще живут для себя. Будучи успешными карьерно, социально, они оставляют тему длительных близких отношений закрытой для себя.

 

Каждый сам хозяин своей судьбы, и никто не вправе давать оценки жизни другого. Если тот, конечно, сам об этом не просит ( но даже если просит, все равно, нужно быть осторожным:-) ). И при этом я всегда рассматривал отказ человека от чего бы то ни было вот с каких позиций. Если у человека было чего-то избыточно много, если он был этим пресыщен, если он в полной мере достиг чего-то, а потом взял и добровольно от этого отказался, то для него этот шаг может стать важной развивающей практикой. Чтобы далеко за примерами не ходить, можно открыть Библию на главе Екклесиаст. Если же у человека чего-то не было - хотел получить, достичь, да как-то не вышло, и он объявляет свой отказ от этого и поднимает этот отказ на знамя, то это больше похоже на завуалированное бегство. А бегство всегда в жизни приводит на замкнутый круг - снова и снова сталкиваешься с тем, от чего убегаешь.

 

Бывает в жизни так, что близость причиняет столько боли, что приводит к душевной травме. Предательство, измена, стыд, разочарование, невзаимность - список того, чем может ранить близость, открытость по отношению к близкому человеку, можно продолжать долго. Сколько закрывшихся людей, столько и причин. И каждая уникальна. Кто-то не верит в близость еще с раннего детства, не найдя в отношениях с родителями чего-то важного и глубокого, привыкая к чувству отвергнутости и ненужности с ранних лет. Кто-то так и не смог залечить любовный перелом в душе в чувстве ранней юности или же в более зрелом периоде жизни.

 

Так или иначе, одиночество склонно затягивать. Личность имеет свойство меняться примерно каждые восемь лет. И если выбран способ ее проживания, который Карен Хорни называла "движением от людей", то в соответствующую сторону меняются и интересы, и привычки, и хобби, и увлечения, и профессиональные навыки, и излюбленные способы проводить время. Происходит некая трансформация, в результате которой человек утрачивает важные близкие связи - дружеские ли, любовные ли, родственные, не так важно. Вначале уходят возможности наладить близкий контакт, а потом и, зачастую, само желание это делать. И в итоге это можно описать образом, который очень тонко заметил и воплотил в своем творчестве Оскар Уайльд в сказке "Великан-эгоист". Забор становится важнее тех людей, которые иногда через него перелезают и приходят в твой двор.

 

Причем, большинство из таких людей в глубине души хотят, страстно желают быть рядом с себе подобными. Рядом не только в транспорте или в толчее торговых центров. Рядом в более чувственном и интимном смысле. Но есть своего рода колея. И чем дальше по жизни, тем сложнее с нее свернуть.

 

Чтобы у тебя нечто получалось, нужен положительный опыт. Он и укрепляет веру в себя и свои силы, и поддерживает, побуждая делать еще и еще. И в чувствах, способности чувствовать, открываться самому и впускать кого-то в свой мир, особенно, когда так давно этого не делали, тоже важен положительный опыт.

 

Я в таких случаях иногда прошу пациентов незамысловато и прямо: Заведите хотя бы кошку. Она будет вас любить. Не за что-то, а просто так. Будет ждать каждый раз, когда возвращаетесь домой. Будет с искренней радостью встречать, попутно рассказывая на своем диалекте о том, что взволновало ее за день. Будет иногда, только когда сама захочет, приходить и устраиваться у вас на коленях. Много чего еще - к слову, может быть и собака и любое другое живое существо. Тот же Александр Ефимович Алексейчик, экзистенциальный психотерапевт, очень хорошо говорит: "Когда у вас есть собака, вы идете не в дом, а домой".

 

А главное, вы будете любить ее. Будете заботиться, переживать, радоваться, улыбаться, даже если эти вещи давно забылись. И то, что, казалось бы, уже давно заледенело, начнет оттаивать. Просто от любви и заботы о живом существе. А там, где появляется любовь и забота о ком-то живом, появляется желание делиться ими и с кем-то еще. Там где кошка, там и человек.


О вкусной и здоровой жизни

Наверное, у каждого человека, приходящего впервые на прием к психотерапевту, или же посещающего его уже какое-то время хотя бы раз было такое сказочное, почти волшебное ожидание. Что, вот, сейчас психотерапевт возьмет с полки какую-нибудь особенно крупную книгу с множеством желтоватых от возраста, запыленных страниц.. И откроет ее на какой-то совсем не начальной странице, а где-нибудь в середине, или даже во второй половине, ближе к концу, возможно.. И, сделав многозначительную паузу, внушающим безграничное доверие голосом зачитает решение моей проблемы. И от этого сразу станет так ясно, голова посвежеет, мысли потекут стройными рядами, на душе станет легко и спокойно и настроение вместе с самооценкой взлетят на немыслимую высоту. И, что немаловажно, делать для всего этого ничего нужно не будет. Все произойдет как бы само по себе, просто от самого факта слушания этого текста.

 

Как говорил один мой знакомый: "Волшебной таблетки не существует. Но, даже если она существовала, ее уже давно съели". В каждом из нас живет по-своему прекрасное детское ожидание, что нечто разрешится само собой. Или же с помощью какой-то значимой фигуры, личности, которая избавит нас и от необходимости трудных действий, и, вместе с этим, от ответственности. Как ребенок, которого уже один или два раза приходили в комнату ранним утром будить родители, все равно продолжает нежиться в постели и спать, рассчитывая, что если ничего не делать слишком уж активно, то про него, как минимум, забудут, и все образуется само собой. Что характерно, с высочайшей вероятностью не забывают.

 

В книгах, которые часто у нас в двадцатом веке выходили под грифом "О вкусной и здоровой пище", все было расписано досконально. Какие продукты и чем полезны, когда их нужно употреблять, каков должен быть распорядок приемов пищи, что с чем можно сочетать и т. д. Просто бери и применяй, есть четкий план, и задача сознательного гражданина - просто его придерживаться. И часто бывает так, что и к такому "блюду", как Жизнь (если уж применять гастрономические сравнения), люди подходят с желанием получить четкий план. А, если уж, в этой жизни есть проблемы, трудности, кажущиеся безвыходными ситуации, или даже болезни и страдания, то тут уж точно без плана, без рецепта, без поваренной книги не обойтись. И от психотерапевта тоже порою ждут, что он выступит этаким наемным поваром, который приготовит нужное блюдо быстро, легко и доступно, и вручит его в торжественной обстановке под звуки фанфар. "Сектор "Приз" на барабане!!" - выражаясь словами одного известного телеведущего.

 

В реальности же работу психотерапевта и работу с психотерапевтом можно сравнить с названием другой телепередачи на гастрономическую тематику - "Готовим вместе". Совместное приготовление блюда своей жизни, своего здоровья, своего эмоционального равновесия и множества других,дает пациенту возможность научиться это делать самому и обрести через это ответственность за свою жизнь, а вместе с ней и свободу и независимость. Каждый случай работы с пациентом - это, скорее, совместное исследование проблемы, трудности, в котором на выходе получается найти уникальное и подходящее только этому человеку хорошее решение.

 

Если же и попадаются такие повара, которые говорят: "Без меня вы не справитесь, только я знаю рецепт вашего блюда", возможно это повод задуматься, а не заманивают ли вас мягкой лапкой в темный лес?

 

Хотя, конечно, есть множество опыта, накопленного людьми за время существования разумной мысли. И тот же психотерапевт имеет свой опыт работы с различными случаями, и в проблемах людей часто бывает много общего. И, если уж, и приводить какие-то подобия "советов" на тему вкусной и здоровой жизни - жизни гармоничной, осмысленной, за которую не будет "мучительно больно" - , то я привел бы идеи австрийского психиатра Альфреда Адлера на тему ключевых жизненных задач, которых он выделял четыре:

 

1. Найти близких людей и установить с ними контакты. - На самом деле, достаточно найти одного такого человека, даже если придется по примеру Диогена днем ходить с фонарем по улице. Это стоит того.

 

2. Выстроить свою семью.

 

3. Найти свое дело.

 

4. Выстроить взаимоотношения с самим собой.

 

Как сказал на одной из терапевтических групп, в которой мне посчастливилось быть, питерский экзистенциальный психолог Сергей Братченко: "Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это умение решить эти четыре задачи".

 

Можно дать это детям, а можно и обрести самим.

 

И, напоследок, завершая гастрономическую тему. Если готовить блюдо своей Жизни, исключительно следуя букве поваренной книги, не отступая ни на шаг и всегда сверяясь только с ней, то можно вместо насалждения получить то, о чем писали в свое время Ильф и Петров в "Золотом теленке": "Александр Иванович не ел, а питался. Он не завтракал, а совершал физиологический процесс введения в организм должного количества жиров, углеводов и витаминов.". Довольно скучное дело. 


Отказ от закономерности

В недавнее еще время, когда в рекламном деле появилось новое веяние - включать в состав рекламных роликов так называемые "джинглы", коротенькие навязчивые мелодии с текстом, которые прочно и надолго застревали в памяти, среди них запомнился один, из рекламы стирального порошка. не сочтите за рекламу, но звучал он так: "Один раз персил - всегда персил". Произносился этот речитатив быстро, нараспев и под навязчивую мелодию. Эффект, как видно, был достигнут  качественный, раз до сих пор вспоминается. Но мне он запомнился еще и по своей смысловой нагрузке. Что меня тогда удивило, что этот лозунг, внушающий, что если нечто используется один раз, то используется и всегда, оказался так характерен для человеческого представления о многих и многих вещах в жизни. Не только о стиральном порошке.

 

Тут много можно ассоциаций обнаружить. Особенно в связи с темой проблемных ситуаций, с которыми люди обращаются на прием к психотерапевту. "Один раз алкоголик - всегда алкоголик", "Один раз изменник - всегда изменник", "Один раз неудачник - всегда неудачник" - и далее этот список можно создавать и продолжать бесконечно. Чаще всего такие лозунги-обобщения звучат в нашем сознании на тему либо нас самих, либо на тему наших близких. То есть, это либо наша собственная самооценка, либо оценка нами наших близких людей. И, зачастую, такие оценки счастья, радости в жизнь как-то не несут, а все больше - разочарование и несчастье.

 

Если задуматься, в основе такого представление лежит само понятие о закономерности. Если что-то происходит энное количество раз, то будет происходить и далее. И изменить тут что-то вряд ли получится. Основываясь на самом понятии закономерности, отыскивая ее в тех или иных проявлениях, жизненных ситуациях мы делаем наши жизненные выборы. Подчас, даже не проверяя на опыте. Просто прогнозируя и делая быстрые выводы. Есть ситуации, в которых это очень помогает. Например, мы принимаем решение не контактировать с человеком, который уже несколько раз проявлял по отношению к нам агрессивные намерения. Тут лучше положиться на закономерность, чем проверять, а что же будет в итоге, рискуя собственным здоровьем.

 

Во многих же других случаях, полагаясь на закономерность, мы себя ограничиваем. Например, наклеивая на самих себя какой-то обидный самооценочный ярлык, основанный на череде каких-то повторявшихся ситуаций в жизни. Так часто люди объявляют себя неудачниками и перестают пробовать различные варианты действий, оттого что просто приняли это как закономерность.

 

Справедливости ради стоит заметить, что даже в академической науке вопрос о закономерностях и методах ее определения не до конца определен. Достаточно упомянуть советского и российского биофизика Симона Шноля, который и ныне здравствует и трудится в российской науке. Известен он, во многом, за счет обнаруженного им явления, названного его же именем "эффектом Шноля". Суть его в том, что любой научный эксперимент он проводил, постепенно увеличивая количество опытов. Обычно, при исследованиях число опытов довольно ограниченно. 100, 200, 500, 1000. Многие, кто писал диссертацию, знают, что 500 - это уже считается большой выборкой. А Симон Эльевич взял за правило проводить эксперимент по пять, десять, двадцать, тридцать тысяч раз! И оказалось, что определенная было закономерность, вдруг, начинает колебаться, иногда даже исчезать. Просто для того, чтобы увидеть это, надо было проводить больше опытов, а не ограничиваться малым достаточным числом, как это часто делается. И тогда многие ложные закономерности, о которых уже вовсю раструбили, начнут рассыпаться, как карточные домики. Опасная мысль!:-)

 

Так вот, не слишком ли часто и мы ищем и находим закономерности в своей жизни, в своем опыте, в своей личности там и тогда, где и когда их просто нет?? Просто потому, что действовать, стараясь открыть в себе и в мире что-то новое, сложнее. А найти закономерность, пусть даже мрачную и грустную, и успокоиться - проще и легче.

 

Недавно рассказали удивительную историю из жизни Виктора Франкла. Австрийский психотерапевт еврейского происхождения, который после аншлюса Австрии отказался эмигрировать в США, потому что приглашение не включало его родственников, решив остаться с ними и разделить их судьбу. История его жизни в психологической, да и не только, среде широко известна. Главным образом, опытом преодоления тяжелых жизненный событий - Франкл несколько лет провел в заключении в нацистских концентрационных лагерях. И в лагере Франкл продолжал работу психолога, поддерживая узников в их стремлении к смыслу и выживанию. Среди персонала одного из лагерей выделялся один немецкий врач, офицер СС, славившийся своим цинизмом, жесткостью и тягой к проведению всевозможных опытов над заключенными. Естественно, его ненавидели даже больше других, считая исчадием ада. Каким он, собственно, на тот момент и являлся. После поражения Германии и освобождения всех заключенных концлагерей этому врачу удалось каким-то образом мимикрировать под обычного офицера немецкой армии, что дало ему возможность не пойти сразу под трибунал, а быть в качестве пленного отправленным в систему советских трудовых лагерей. Спустя много лет, Франклу удалось встретиться и поговорить с одним из немецких пленных, который отбывал наказание вместе с тем врачом. И, слушая рассказы о нем, Франкл не мог поверить своим ушам - бывший садист и изувер, в котором не было ничего человеческого, в тех тяжелых условиях стал для немецких пленных чем-то вроде того, кем был Франкл для узников концлагеря - духовной опорой и поддержкой. И таким он оставался до самого конца своей жизни, пока не умер в условиях заключения. Никаких видимых предпосылок для такого преображения не было. Наоборот, закономерность говорила о другом. Но случилось так, как случилось.

 

И иногда, отказавшись от закономерностей, мы становимся более внутренне свободны и способны стать чем-то большим и лучшим, чем кто-то мог бы о нас подумать. Чем мы сами могли бы подумать о себе.


Обо мне

Психотерапевт Павел ЕремеевМеня зовут Павел Еремеев. Я практикующий с 2004 года врач психотерапевт и психолог. Направление моей работы - экзистенциальная психотерапия и консультирование. Занимаюсь индивидуальным консультированием, также веду психологические группы в Краснодаре. Профессионально помогаю людям, столкнувшимися в жизни с психологическими трудностями.

Психотерапия для меня единственное и главное дело жизни. Постоянно стажируюсь и участвую в новых обучающих программах, включающих личную терапию и супервизию. Общий объём моей подготовки превышает 4950 часов. Я являюсь действительным членом ОППЛ (г. Москва), Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии (г. Вильнюс)

Если у вас возникли психологические проблемы любой сложности, обращайтесь, буду рад вам помочь.