Страничка практикующего психотерапевта

Психологическая помощь в Краснодаре

Лечение тревожных и депрессивных расстройств

Личные и семейные проблемы

Неврозы и психосоматические расстройства

Кризисные и стрессовые состояния

Психотерапевт Павел Еремеев

Чтобы стать Кем-то

Хорошо, когда любое начинание имеет четко очерченное начало, развитие и конец. Причем, конец, сам факт его наличия может оказаться даже очень важным. Во второй половине 20 века в Соединенных Штатах существовало большое разнообразие психотерапевтических групп. Относились они к самым разным направлениям в психологии и психотерапии, оперировали разными подходами к решению задачи использования группы для личностного роста каждого из ее участников. Те, кто посещал группы психотерапии, знают, что со временем между участниками устанавливаются довольно теплые отношения, люди чувствуют друг к другу некое родство, близость. Это и объяснимо - ведь совместное решение важнейших жизненных проблем сближает, как ничто другое. Есть даже такое расхожее выражение: "Съели вместе пуд соли".

 

Группа, как и любое другое человеческое начинание, как и человеческая жизнь, имеет начало развитие и конец. Эти конкретные временные рамки позволяют структурировать работу группы и затем отслеживать результат этой работы - что получилось хорошо, какие цели достигнуты и что могло бы получиться лучше. В те годы довольно большое количество людей, посещавших эти группы, и их ведущих, психотерапевтов пошли по пути все нового и нового продления жизни группы. Участники чувствовали себя уже почти семьей и им было от этого очень комфортно, ведущим также было, на первый взгляд, хорошо - некая стабильная занятость себя как профессионала. То есть, эти группы все продолжались и продолжались, находя все новые и новые поводы для встреч. Хотя, истинная задача и групповой, и индивидуальной психотерапии - дать человеку ресурс. поддержать его в том, чтобы он осуществлял важные изменения в своей реальной повседневной жизни вне группы, в большом социуме. Чтобы долго не говорить - кончилось все тем, что эти группы психотерапии превратились частично или полностью в новые религии. А ведущие этих групп, психотерапевты - соответственно, в "гуру", предводителей. И в таком качестве они уже далее присутствовали все время.

 

К чему эта история - далеко не всегда общность, совместность, бытие в некоем объединении или коллективе - это нечто безусловно положительное. В приведенном выше примере жизнь простых участников этих групп, а далее объединений в стиле "Нью эйдж" ( Новый век), к лучше не менялась уже почти совсем. Для них бытие в группе было уже, скорее, спасительным бегством от болезненных реалий своей настоящей жизни. В которой есть проблемы и трудности, ждущие своего решения.

 

Но для того, чтобы за решение этих проблем взяться, нужно одновременно взять на себя ответственность за свою собственную жизнь. А это часто бывает очень трудно сделать именно в эмоциональном плане. Потому что это, как правило, сопровождается всплеском тревоги или даже страха - "Как?!! Я и только я управляю своей жизнью и несу за нее ответственность?!!". Гораздо проще и приятней на душе становится, когда находишь некоего "Учителя жизни", "Гуру", который способен наставить (такие люди часто любят гордо именовать себя Наставниками) и прочесть своего рода лекцию на все случаи жизни. Как правильно мужчине относиться к женщине, а женщине к мужчине. К какие поступки в жизни являются хорошими, а какие - плохими. Вплоть до того даже, какой процент плохих поступков в жизни  максимально допустим в преподаваемой системе. Часто даже - куда жить, к чему в жизни следует идти и стремиться. Увольняться ли с работы или оставаться на старой? Продолжать ли отношения или расходиться и искать кого-то нового? Вот, неполный перечень вопросов и ситуаций, на который "гуру" способен дать вполне конкретные и часто не терпящие сомнений указания (довольно часто пациенты в терапии рассказывают о таком своем прошлом опыте).

 

И временно от этих указаний и наставлений становится легче. Потому что нашелся кто-то, на кого получилось переложить ответственность за верность того или иного жизненного пути. А потом, в случае неудачи, всегда есть, кого в этом обвинить и спокойно продолжать дальше.

 

Но жизнь такая штука, что стопроцентно верного пути не знает никто. Даже психотерапевт, кем ты там он себя ни считал в жизни человека, просто поддерживает его на том пути, который пациент выбирает для себя сам. Слушая себя, свою интуицию,  голос своего бессознательного, если угодно. Просто в терапии у него начинает лучше получаться слушать и слышать именно себя.

 

В фильме, который я очень люблю и ценю, "Запах женщины" с Аль Пачино в главной роли, это чудесный актер устами своего противоречивого и, в общем-то, запутавшегося в жизни персонажа говорит одну фразу, каждое слово в которой ценно, как бриллиант. Звучит она, примерно, так:

"Твой друг Джордж будет петь, как канарейка. / закладывая своих товарищей  / И ты тоже. И, как только ты запоешь, Чарли, мальчик мой, ты займешь свое место в длинном сером ряду американцев. С тобой будет покончено..."

 

Мы все растем и развиваемся в обществе. С малых лет и до глубокой старости. Для того, чтобы быть составной частью этого общества, достаточно всю свою жизнь. себя самого ассоциировать с этой большой группой. Но стать личностью, стать индивидуальностью можно только самостоятельно. За счет  своих и только своих внутренних усилий. Проще говоря, для того чтобы Жить, а не просто существовать, нужно стать Кем-то. Не просто частью, одним из.. Человек же становится Кем-то, когда отказывается от всего.

 

Не в смысле какого-то отречения от благ, от желаний, от стремлений, от Эго, от притязаний и страстей, как учат многие восточные философские системы. А в смысле отказа от идентификацией себя с тем самым длинным серым рядом, упомянутом в примере выше. Вот, в нашем государстве сейчас уже, наверное, 130 млн человек. Отказ от всего в данном понимании - это не идентифицироваться ни с кем из них. Часто приходится слышать, когда человек рассуждает о каких-то явлениях на уровне всей страны, и, как будто бы, говорит от лица людей всей страны. Очень много энергии, чувств, эмоций этому отдает. При этом, может быть недостаточно внимателен к тому, насколько воплощаются в жизнь его собственные мечты и планы. Или недостаточно внимания уделяет своим близким. Это значит, что отказываясь от этих миллионов, важно не отказываться от тех 10-15 действительно близких людей, с которыми ваша жизнь связана непосредственно. Это и есть настоящая жизнь и настоящая реальность. И ответственность за нее важно взять именно на себя, не перекладывая ее ни на одного из этих 130 миллионов людей. Даже ( а, может, и в особенности) на Президента :-)

 

Кто-то из этих окружающих может казаться нам очень умным и знающим. Может, даже намного умнее и глубже нас в познании жизни. Но никто сможет пройти этот путь в наших ботинках. Цитируя одного из классиков современной экзистенциальной терапии в русскоязычном пространстве А. Е. Алексейчика: "Лучше жить своей дебильностью, чем мудростью марксизма-ленинизма или либерализма".

 

Тогда это и есть Жизнь.

 

 


"Я в порядке?" или Принять свое страдание

"Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии,

 от духовного окоченения",

 

             Виктор Франкл

 

 

 

Американская культура, конечно, большое влияние оказала на культуру мировую. Литература, кинематограф, некая мода на определенный стиль жизни, поведения, стиль повседневных привычек. И, наверное, даже стиль самоощущения, чувствования себя. По всему миру через связи, существующие в массовой культуре. разошелся давно уже знакомый всем вопрос. который люди задают друг другу по поводу и, бывает даже так, что без повода: "Ты в порядке?".

 

И предполагаемый верный ответ на это вопрос является, конечно же, ответ "Да". Причем, не просто "да", а такое, знаете ли, уверенное, бодрое и оптимистичное "Да!". "Да" в кубе.. Сложилась некоторая общепринятая норма - чувствовать и выражать, что ты в порядке - это правильно. Ну, а что-то обратное - это нечто совершенно неверное, нужно сразу же это исправлять. Это своего рода традиция, которую многие и многие по всему миру принимают, как эталон, не глядя и не задумываясь. При этом, не учитываются абсолютно те условия, в которых традиция сформировалась. Например, если ты живешь среди самураев, у которых допускается зарубить человека мечом за один непочтительный косой взгляд, ты невольно станешь осмотрительней во взглядах. Или если ты живешь на Диком Западе, где почти каждый носит револьвер наготове и в хмурого человека могут просто выстрелить без предупреждения как в потенциального нападающего, в таком обществе ты будешь нарочито улыбаться. Ходить и улыбаться, чтобы всячески дать понять окружающим, что ты не представляешь для них угрозы. То есть, ты в порядке.

 

На мира душевных переживаний такая позиция ведет к тому, что человек невольно начинает стремиться только к положительным переживаниям и чувствам и всячески старается избежать отрицательных. Признать свою боль, немощь, страдание или трудность для такого человека оказывается катастрофически сложно, непозволительно.

 

Маленький ребенок часто, закрывая лицо руками, думает, что если он не видит окружающих, то и его не видит в этот момент никто. Хотя, реальность, конечно, заключается немного в другом. Так и взрослый человек склонен испытывать весь спектр эмоций. В том числе и страдать, и ощущать боль и испытывать депрессию. И, сколько бы он себе ни повторял мантру "Я в порядке", вряд ли, это моментально изменит его чувства.

 

Боль, страдания, моменты слабости, как правило, рассматриваются людьми как что-то плохое. В особенности, это касается, конечно, мужчин в нашем современном мире. Признать, что я страдаю автоматически означает сказать себе: "Я слабак и неудачник". Ведь так принято думать в обществе, а многие и многие люди обращают внимание на общественное мнение чуть ли не в первую очередь. По этой же причине чем-то зазорным считается обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Ведь, это как будто признаться в собственной слабости. И, вроде как, совсем не по-мужски. Так, что называется, "говорят люди". При этом как-то никто особо не принимает во внимание, что мужество и смелость - это, в том числе, умение посмотреть трудностям в глаза, умение признать проблемы и изъяны. И в этом смысле, человек, который обращается к психотерапевту, имеет гораздо больше мужества посмотреть в лицо своим слабостям, чем тот, кто в катастрофической. порой, ситуации продолжает упорно твердить себе "Я в порядке!".

 

Зачастую люди на психотерапию приходят в совсем уж "разобранном" состоянии, когда уже по-другому ну никак! И приводят их к психотерапевту именно душевная боль, страдание, депрессия.

 

Морган Скотт Пек в своем замечательном труде "Нехоженые тропы" пишет о депрессии  страдании не как о состоянии, от которого нужно просто избавиться. Тут достаточно было бы постоянного приема определенных фарм. препаратов. Но рассматривает страдание и депрессию как нечто благотворное и даже здоровое. По его мысли страдание не просто является предварительным этапом, подталкивающим человека искать помощи. Страдание, по его мысли, и есть первый этап выздоровления. и возникает оно зачастую у людей, которые в какой-то момент жизни застряли,остановились в своем душевном, прежде всего, развитии. Материальное развитие при этом может и продолжаться, только вот не приносит той радости, которая от него ожидается. Буквально недавно на одном из сеансов один из пациентов эмоционально рассказывал о том, как долго и усердно он работал, чтобы купить автомобиль определенной модели, как много на это возлагал.. А радовался долгожданной и заслуженной, вроде бы, покупке всего 30 минут.

 

Человек, остановившийся, застрявший, попавший в тот самый жизненный кризис, о котором так много пишется и говорится, в глубине души чувствует потребность в переменах. А перемены всегда знаменуют отказ от чего-то в жизни. Может быть, даже отказ от самого себя прежнего. Потому что,именно будучи прежним, он в этот кризис попал. А когда с чем-то расстаешься в себе, когда от чего-то отказываешься, это всегда больно, это всегда причиняет страдания. Но это не те страдания, в которых замыкаешься и даже, возможно, начинаешь где-то ими упиваться. Это страдания, которые ведут и подталкивают. Страдания, которые побуждают жить, а не существовать. И такое страдание является целебным.

 

Выражаясь словами одного из современных классиков экзистенциальной психотерапии А.Е. Алексейчика: «Если болезнь преображает человека, то она важнее, чем здоровье».

 

 


Экзистенциальный смысл симптома

Есть в медицине такое четкое и ясное понимание того, что любой симптом, являющийся проявлением того или иного заболевания, - это нечто безусловно плохое. А также это есть нечто, подлежащее устранению . И сам факт устранения этого симптома и есть основная цель лечения. Соответственно, у той части коллег, которые более тяготеют к медицинскому пониманию самой сути психотерапии ( а есть и психологическое понимание, педагогическое понимание, но сейчас не об этом), присутствует убежденность в том, что с любым симптомом, характерным для пациента психотерапевта, надлежит разбираться только и только путем его полного устранения. Как образно выразился о таком подходе к психотерапии один мой коллега, психотерапевт экзистенциально-гуманистического направления,: "У таких специалистов суть и эффективность психотерапии сводится к следующему - Прекратились ли таки тики, восстановился ли таки сон?? Да? Значит, здоров!" В принципе, при таком подходе достаточно применить соответствующую медицинскую фармакологию, чтобы качественно симптом заглушить. И, надо сказать, при ряде состояний психики (в случае душевных болезней, особенно) этот подход полностью оправдан.

В то же время, если уделить чуть больше внимания, чем обычный формальный сбор данных, тому, как именно симптом появляется в жизни человека, можно узнать много интересных, незаметных на первый взгляд, вещей. Сами симптомы на символическом уровне, как-будто бы, рассказывают о человеке то, что он по каким-то причинам не говорит вслух. Это и есть, так называемый, экзистенциальный смысл симптома. То есть, относящийся к бытию, к самому человеческому существованию.

Самым первым примером для меня навсегда останется мой первый пациент в психиатрической клинике, еще на стадии стажировки. Это был абсолютно адекватный в общении человек, который чем больше рассказывал о себе, тем меньше я понимал, как и почему он здесь оказался? Он рассказывал о жизни, о семье, о каких-то рабочих перипетиях. В общем, о том, о чем мог бы рассказывать любой, считающийся совершенно нормальным, человек с улицы. И, вдруг, когда мы коснулись темы причины попадания его в стационар, он назвал в качестве таковой вину и депрессию. Когда же я спросил его о причинах его чувства вины, он ответил, что мучается тем, что из-за него спецслужбы убили Ясира Арафата. Сложно соотнести жизни краснодарского горожанина и тогдашнего лидера Палестины. Там было еще множество деталей и тонкостей в описании, которые я здесь не хотел бы приводить. Но итог один: даже при усиленном курсе различного рода психотропных препаратов состояние его тенденции к улучшению особо не являло. На одной из учаще-лечащих групп по экзистенциальной психотерапии я вспомнил об этом случае. Именно когда мы обсуждали те жизненные, экзистенциальные моменты, которые могут стоять за симтомом. Просто спросил ведущего, о чем можно было бы этого моего пациента спросить? Как с ним работать помимо медикаментозной терапии. И получил ответ в том смысле, что неплохо было бы попытаться понять, а была ли в жизни этого человека какая-то реальная жизненная ситуация, за которую он чувствовал вину? Причем, настолько сильную, что ему оказалось легче принять на веру, что он виноват в чем-то явно бредовом, чем посмотреть на реальность жизни... То есть, даже такое довольно серьезное расстройство психики можно рассмотреть как некий уход, бегство в симптом от трудной жизненной реальности.

И с тех пор накопился уже достаточно внушительный перечень этих смыслов, того, что скрывается, стоит в тени симптома. Примеры этого списка можно перечислять и перечислять. Думаю, что полезным было бы взглянуть просто в свете такого подхода на свою ситуацию, на свои трудности и хвори. В чьих-то отвлеченных примерах, возможно, увидеть свой, пусть даже слегка напомнивший.

Часто при панических, тревожных расстройствах верным спутником пациентов становятся  дереализация и деперсонализация. Вкратце, их суть сводится к тому, что человек чувствует все происходящее вокруг каким-то нереальным, изменившимся, как-будто декоративным. И себя может ощущать, как-будто, в прямом смысле немного "не в себе".  Многих людей это сразу так пугает, что они тут же сами себя объявляют сумасшедшими и начинают этого факта жутко бояться. Хотя, если посмотреть на эти симптомы именно  с экзистенциальной позиции, попытаться найти в них какой-то жизненный смысл, то получится, что почти буквальным образом они помогают человеку уйти, упорхнуть, скрыться, сбежать от текущей реальности, которая по каким-то причинам для человека неприемлема. И эти симптомы можно десять раз заглушить современными препаратами, но лучше, если это будет дополнено и разрешением противоречия, конфликта человека с реальностью. И тогда пропадет необходимость от нее скрываться и уходить.

К тому же алкоголизму можно подходить с идеей, что это одно и то же заболевание у всех людей. И лечить его нужно по стандартным схемам, а если не лечится, значит, сам не хочет, слабая воля. А можно посмотреть на него, как на феномен. В том смысле, что алкоголизм у каждого свой, и каждый страдалец от зеленого змия, в бутылку прячется от чего-то своего невыносимого. Трудных чувств, трудных воспоминаний, трудных выборов и решений в жизни. И тогда с этой проблемой можно работать на качественно другом уровне, чем наложения всевозможных запретов гипнотического толка.

Даже такую раскрученную современными сми тему, как лишний вес, довели до уровня, будто бы всем людям необходимо соответствовать определенным стандартам полноты и худобы. Совершенно игнорируя при этом, а какую роль играет лишний вес в жизни каждого конкретного человека? Каков экзистенциальный, жизненный смысл этого симптома? Потому что бывают в жизни и такие ситуации, когда оказывается, что, как выразился системный семейный терапевт Гунтхард Вебер: "Лучше быть живой, чем худой".

Понятно, что самого себя за волосы из болота вытаскивать проблематично. Но сама идея о том, чтобы человек посмотрел на свои симптомы, как бы, со стороны, уже терапевтична. Поиск смысла, о чем говорят симптомы, позволяет нам от них уже начать освобождаться, просто начиная обдумывать это, размышлять на эту тему. То есть, просто задать себе вопрос: "А о чем этот симптом в моей жизни повествует, пытается мне рассказать?" - бывает гораздо полезней, чем, наглотавшись таблеток, его попросту заглушить.


Мои ли это желания?

Не так давно в публичном доступе появилось видео лекции, где некий крупный банкир, владелец крупного банка высказывается на тему общества и роли банковской системы в ней. Лекция была предназначена исключительно для сотрудников банка и не предполагалась к попаданию в широкий общественный обзор. В этой лекции данный руководитель вначале довольно подробно рассуждает о моделях устройства человеческого общества в прошлом. О том, как многие и многие мыслители, ученые мужи трудились над концепцией идеального общества, в котором каждому человеку было бы хорошо и легко. И о том, как каждый из этих мыслителей приходил к тому, что общество всегда будет поделено на элиту, призванную править, задавать вектор и реализовывать свои жизненные устремления во всей полноте, и чернь, обывателей, призвание которых - подчиняться и всегда идти в чужом фарватере. Здесь он приводит и Будду, который, по его словам, вначале пробовал играть в демократию в период своего княжения, а затем разочаровался и понял, что единственное, чем он может помочь народу, - это научить его отказываться от собственных желаний.  И Конфуция, который также, по его словам, проделал путь от либерала и гуманиста к жесткому и консервативному стороннику авторитарных методов правления. Лекция эта долгая, услышать там можно много чего любопытного.

Но, вот, в какой-то момент лекции, сделав вывод, что обыватели неспособны грамотно распорядиться своими желаниями, устремлениями и смыслами, он переходит к текущему моменту. Задача элиты, по его словам, - усмирять чернь и держать в строгой узде. Люди в своей массе неспособны осознать, какие их желания являются конструктивными и верными, а какие - разрушительными для общественного устройства. Поэтому желания обывателей нужно формировать. И делать это должна элита. Через создание специальных пропагандистских передач можно в доступной и доходчивой форме рассказать обывателю, чего ему следует хотеть: в каком доме или квартире жить, какой мебелью обставлять, какую машину желать приобрести в этом сезоне, как одеваться, ну и так далее. А задача банковской системы, по его словам. - вовремя выделять на все эти сформированные правильные желания потребительские кредиты.

Вот так. Ни больше, ни меньше. Специально не пишу, что это за страна, что за банк и что за руководитель. Потому что подобная ситуация характерна для большинства так называемых "цивилизованных" стран. А тема желаний, стремлений, смыслов - важнейшая в жизни любого человека. Фрейд как-то сказал: "мы - это наши желания".

И этот пример так ясно и просто побуждает задуматься над тем, действительно ли я хочу того, к чему стремлюсь? Все ли мои желания отражают мою внутреннюю глубинную суть? Не является ли реализация каких-то определенных желаний попросту для меня разрушительной? Много вопросов может возникнуть, если позволить себе поразмыслить на эту тему чуть дольше обычного.

В экзистенциальной терапии выделяют четыре составляющих нашего существования. Физическую(материальную), социальную, личную(интимную) и духовную. И все, что в нашей жизни есть, может быть отнесено к одной из четырех этих составляющих. Хорошо, когда все эти составляющие сосуществуют в жизни человека гармонично, равновесно. Но чаще бывает так, по крайней мере, среди тех, кто обращается за психотерапевтической помощью, что образуется сильный перевес, крен в сторону какой-то одной.

И тут уже нетрудно увидеть, что когда человек в большей степени живет в социальном измерении, его личная, духовная сторона жизни могут сильно страдать. Сам по себе этот дисбаланс может причинять массу неприятных эмоций и ощущаться как внутренний конфликт. Хочу, на самом деле, одного. Но даже признаться себе в этом боюсь. И делаю что-то совершенно другое.

Каждый год выходит обновленнная версия какого-нибудь автомобиля. И огромная масса людей во всем мире, вдруг, начинает чувствовать непреодолимое желание сразу же своб машину поменять на эту, новую. Нового в ней, на самом деле, не так много - измененные линии корпуса, решетка радиатора, фары, возможно какие-то дополнительные лошадиные силы и чуть улучшенный уровень комфорта. Из действительно нового в этой машине - ее цена. И, вот, рекламная кампания проведена, и многим людям, увидевшим на улицах новую версию своего же, по сути, автомобиля, становится стыдно, и хочется, наконец, "начать ездить на отвечающей духу времени машине"!

Подходит какой-то определенный возраст и не состоящему пока еще в браке человеку все его окружающие близкие начинают усиленно втолковывать, что "пора уже остепениться", "есть на примете хорошая партия", "если не сейчас, то так и будешь дальше", "время уходит, все друзья твои уже семьи создали", и т. п. И человек принимает решение, стараясь сбежать от всех этих социальных страхов. А потом, в самом браке, вдруг, получает совсем не то, что ожидал.

Человек работает на какой-то определенной должности, просто потому, что она позволяет ему сбежать от чувства неопределенности, которое и отражает одну из сторон жизни. Ненавидит. возможно даже, свою работу, спасаясь только юмором в так распространенных шутках про пятницу, но все равно держится за то ощущение стабильности, которое она ему дает,ведь стабильность - это что-то общепринятое. Уж если чего-то хотеть, то, в первую очередь, именно ее. И человек не рискует. И не становится. и не сбывается...

В деле всегда обязательно важен успех, потому что принято хотеть быть успешным, хотя, неудача иногда бывает в сто раз полезней,и можно ее себе позволить. В сексе всегда обязательно должен быть оргазм, потому что принято хотеть оргазма каждый раз. Ведь именно оргазм женщины определяет мужчину, как мужчину. И такой мужчина, думая, на самом деле, больше о себе, а не о женщине, уходит от удовольствия здесь и сейчас в механические упражнения, лишающие радости начисто обоих. Детей хочется отдать именно в престижную школу, так хочется. Но часто престиж оказывается все больше эффектным, чем эффективным, и в "элитной школе" "элитные дети" занимаются во время, а иногда и вместо учебы совсем не элитными вещами. 

Можно долго приводить примеры, важнее найти в себе мужество посмотреть на себя немного другим взглядом. Какие из моих желаний действительно личные, глубинные? А какие - этакие "хотелки"? 

Чего я действительно хочу так, что без этого жизнь не состоится во всей полноте? А что просто превращает эту самую жизнь в непрерывный и горький бег белки в колесе?

Какие из моих желаний действительно мои?

И где во всех этих желаниях Я?

 


Обо мне

Психотерапевт Павел ЕремеевМеня зовут Павел Еремеев. Я практикующий с 2004 года врач психотерапевт и психолог. Направление моей работы - экзистенциальная психотерапия и консультирование. Занимаюсь индивидуальным консультированием, также веду психологические группы в Краснодаре. Профессионально помогаю людям, столкнувшимися в жизни с психологическими трудностями.

Психотерапия для меня единственное и главное дело жизни. Постоянно стажируюсь и участвую в новых обучающих программах, включающих личную терапию и супервизию. Общий объём моей подготовки превышает 4950 часов. Я являюсь действительным членом ОППЛ (г. Москва), Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии (г. Вильнюс)

Если у вас возникли психологические проблемы любой сложности, обращайтесь, буду рад вам помочь.